Чрезвычайные ситуации при работе на краном-манипуляторных установках (КМУ) — это серьезная проблема, которая может иметь опасные последствия для сотрудников и окружающей среды. В то же время, предотвратить эти ситуации можно путем соблюдения определенных мер безопасности и проведения систематических обучающих мероприятий для операторов и обслуживающего персонала.
Возможные ЧС с краном-манипулятором и кто несет ответственность
При эксплуатации КМУ может случится что угодно: от выхода из строя несущего элемента, до аварии. Однако к наиболее частым чрезвычайным ситуациям относятся:
- Обрыв строп. Причиной обрыва строп может быть несоответствие нагрузки или ненадлежащий монтаж строп, а также их износ или дефекты. Лицами, ответственными за происшествие могут быть оператор и специалисты по обслуживанию строп.
- Поломка агрегатного узла. Причиной поломки может быть износ или неправильная эксплуатация агрегатного узла, недостаточное обслуживание или дефекты. Лицами, ответственными за происшествие, могут быть оператор и специалисты по техническому обслуживанию.
- Повреждение посторонних автомобилей. Причиной повреждения может быть неправильная маневрирование или контроль, неправильный выбор или несоблюдение безопасных радиусов при работе машинистом. Лицами, ответственными за происшествие, могут быть водитель или стропальщик в зависимости от конкретных обстоятельств.
- Травмирование или гибель сотрудника вследствие эксплуатации КМУ в непосредственной близи от ЛЭП. Причиной такого происшествия может быть неправильное размещение или эксплуатация КМУ рядом с ЛЭП, несоблюдение правил безопасности при проведении работ и невыполнение требований в отношении электробезопасности. Лицами, ответственными за происшествие, могут быть оператор КМУ, машинист КМУ, руководство организации, использующей КМУ, и специалисты по безопасности – если действия осуществлялись с их указания.
- Опрокидывание КМУ. Причиной опрокидывания может быть неправильное распределение нагрузки, некорректная установка КМУ или неправильное выполнение процедур безопасности при работе. Лицами, ответственными за происшествие, могут быть оператор, стропальщик и специалисты по безопасности.
- Застревание по мостом или авария с участием мостовой опоры/дорожного столба. Причиной такого происшествия может быть неправильное маневрирование или контроль КМУ. Лицом, ответственным за происшествие, может быть только водитель ТС.
Чтобы избежать ЧС, необходимо строго соблюдать правила безопасности, проводить регулярные технические обслуживания и проверки оборудования, а также обеспечивать профессиональное обучение операторов. Эти меры помогут минимизировать риски и обеспечить безопасность при работе с КМУ.